.
 Всем, всем...
!
Aвторизованным пользователям реклама не видна
Яндекс.Директ
05.04.14
Ирина Валерьевна Попогребская, Заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «ЦРТДЮ №1» Г. Старый Оскол Белгородской области Психолого-педагогическая диагностика в системе деятельности старшего вожатого и педагога-организатора Психолого-педагогическая диагностика – это оценочный процесс, направленный на изучение индивидуально-психологических особенностей детей и социально-психологических особенностей детского коллектива с целью оптимизации воспитательной деятельности. Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методик выделяются анкеты, тесты, игры, методы «Неоконченных предложений», «Недописанных тезисов», «Альтернативных тезисов». Учитывая особенности развития детского объединения, его традиции, уровень сформированности детского коллектива, тип взаимоотношений между членами д/о, старшие вожатые могут самостоятельно составлять диагностические методики, исходя из решаемых проблем. Как составить анкету? 1. Содержание: - определить основную задачу-проблему; - расчленить ее на составляющие, предположив, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. 2. Типы вопросов: - вопросы могут быть открытыми (ответы «да», «нет»), закрытыми (предполагают свой ответ), полузакрытыми (предполагают выбор одного или нескольких предложенных вариантов); - в одной анкете желательно употреблять вопросы одного типа; - формулировка вопросов должна быть короткой, ясной, простой, однозначной. 3. Структура анкеты: - начинать нужно с простых вопросов, переходя к более сложным; - вопросы группируются по смыслу. 4. Оформление анкеты. - Начало: обращение к участникам, инструкция по заполнению. - Собственно анкета. - Конец: слова благодарности за участие. 5. Варианты ответов на вопросы анкеты: - Да или Нет; - Да, Нет, Иногда, Не знаю; - Свои ответы; - Выбор предложенных вариантов. 6. Способы предъявления анкеты: - аудиальный (на слух); - визуальный (печатный вариант). Также можно использовать следующие методы: 1). «Недописанный тезис», например: - Быть лидером – значит… - Чтобы быть лучшей д/о, надо… и т. д. Задание: дописать предложенный тезис. 2). «Альтернативный тезис», например: - Ответственность – это свобода - Ответственность – это неволя. и т. д. Задание: выбрать один из двух вариантов. 3). «Незаконченное предложение», например: - Если я поступил неправильно, то… - Когда я затрудняюсь в принятии решения, я обращаюсь к … и т. д. Задание: закончить предложение. Предлагаемые методики можно использовать в работе с д/о при изучении взаимоотношений, подведении итогов работы за определенный период, выборе актива д/о и др. Методика № 1 Анкета для члена д/о (актива д/о) Дорогой друг! Прошел еще один учебный год, и пришло время подводить итоги работы нашей д/о за год. Что получилось, над чем нам еще нужно работать, а что уже изжило себя? Эти и другие вопросы и твои ответы на них помогут Совету д/о сделать жизнь в д/о интересной, а дела – нужными. 1. Вспомни все школьные творческие дела за этот год и напиши те, которые тебе запомнились и понравились. 1). _________________________________ 2). _________________________________ 3). _________________________________ 2. В каких из них ты участвовал? (обведи номер в вопросе 1) 3. Предложи новые дела для нашей д/о, которые, по-твоему, были бы интересны всем. 1). _________________________________ 2). _________________________________ 3). _________________________________ 4. Кто из актива д/о тебе запомнился в этом году и почему? 5. Каким делом в д/о ты занимаешься или хотел бы заниматься? 6. Оцени работу д/о в целом за год по 5-бальной системе (обведи нужное) 5 Б – Было много интересных и нужных дел. Все члены д/о находят себе дело по душе. Актив д/о знают все ребята. 4 Б - Во многих интересных делах Участие принимают одни и те же. Актив д/о знают все ребята. 3 Б - Дела в д/о не отличались разнообразием, а участвуют в них одни и те же. Из Совета д/о знаю лишь несколько человек. 2 Б - Мероприятия из года в год одни и те же. В основном за их подготовку отвечает старшая вожатая, а где Совет д/о? 1 Б - Было скучно. Где же Совет д/о? Спасибо за участие в анкетировании Методика № 2 Анкета «Я в д/о» 1. Учиться в школе мне: а) интересно, нравится; б) не интересно, не нравится; в) не знаю. 2. Д/о в нашей школе: а) объединение многих ребят; б) лишь часть активных ребят; в) только несколько человек; г) я о ней не знаю. 3. Я в д/о: а) имею постоянное поручение (какое?); б) имею разовые, случайные поручения; в) не имею поручения; г) я рядовой член д/о. 4. Получая какое-либо поручение, я: а) сразу же приступаю к делу с радостью; б) сначала обдумываю, ищу единомышленников, обращаюсь за советом (к кому?); в) чувствую себя неуверенно, боюсь, что не справлюсь; г) отказываюсь от дела. 5. Чаще всего я: а) не понимаю, для чего все мероприятия, зачем нам это нужно; б) не понимаю, как это можно сделать; в) не знаю, к кому можно обратиться за советом или помощью; г) участвую везде, надеясь на помощь взрослых, если она мне понадобится. 6. Если бы я был в Совете д/о, то я: а) оставил бы все, как есть; б) изменил структуру д/о и Совета д/о; в) организовал новые дела; г) придумывал больше поручений для ребят в д/о. Спасибо за участие в анкете. Методика № 3 Примерная схема анализа семинара, практикума старших вожатых ГРУППА №1 ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ: 1. Соответствие темы семинара общим целям, требованиям времени, актуальность. 2. На решение каких задач направлен семинар и решены ли эти задачи? 3. Целесообразность этапов семинара и их последовательности. ГРУППА №2 ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ: 1. Организация и проведение семинара: А) Регулирование хода семинара, позиция организаторов, четкость, динамичность. Б )Наиболее рациональные формы и методы работы с участниками, их разнообразие В) Привлечение участников семинара к общей работе, насколько широко это использовалось в работе семинара; степень взаимодействия организаторов и участников семинара. Г) «Изюминка» в организации семинара ГРУППА №3 ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ 1. Какова познавательная ценность семинара? Новые методы работы, формы реализации. 2. Насколько содержательно и эмоционально насыщенно проходил семинар? 3.Степень активности участников семинара, с чем это связано 4. Насколько широк охват всей темы семинара, каковы наиболее важные стороны проблемы? Методика № 4 Анкета для старших вожатых Уважаемые участники анкетирования! Отметьте, пожалуйста, тот ответ, который соответствует вашему состоянию или выражает ваше мнение 1. Мое желание работать в школе: А) Укрепилось В) Несколько уменьшилось Б) Не изменилось Г) Появилось желание сменить профессию 2. Моя работа в школе: А) Удовлетворяет меня полностью В) Частично не удовлетворяет Б) Удовлетворяет частично Г) Совсем не удовлетворяет 3. В моей работе мне не нравится: А) Низкая оплата труда В) Отсутствие свободного времени Б) Слабая организация труда Г) Коммуникативная перегрузка 4. Свое состояние я оцениваю: А) Комфортное Г) Раздражительность Б) Усталость Д) Тревожность В) Упадническое настроение Е) Головные боли 5. Мне наиболее близка фраза: А) «Не приписывай успех себе, а вину - ребенку» Б) «Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников, - и ты проживешь вечность» В) «Плох тот педагог, от разговора с которым ребенку не становится легче» Г) «Рассердись… на себя!» Спасибо за сотрудничество! Методика № 5 Схема самоанализа массового мероприятия Название мероприятия__________________________ Возраст участников_____________________________ Дата проведения_______________________________ № п/п предмет самоана¬лиза анализирующие вопросы самооценка 1. Подготовлен¬ность 1 . Роль старшей вожатой или педагога-организатора при подготовке к занятию. 2. Активность и самостоя-тельность членов д/о и актива д/о при под¬готовке к мероприятию 2. Целенаправ-ленность 1. Соответствие мероприятий об¬щим воспитательным целям, уровню развития д/о, возрастным особенностям детей. 2. На решение каких задач коллектива и формирование каких качеств личности рас¬считано мероприятие? 3. Познаватель¬ная ценность 1. Дает ли мероприятие новые зна¬ния детям? 2. Какие новые умения дает, какие умения и навыки со-вершенствует? 4. Воспитатель-ная эффек-тивность 1 . Как сказалось мероприятие на поведении отдельных подро¬стков? 2. Какие социально-нравственные установки формировались у ребят? 3. Какими дополнительными воспитательными возможно¬стями обладает мероприятие? 5. Духовно-эмоциональ-ная насыщен-ность 1. Насколько содержательно, эмоционально, интересно про¬ходило мероприятие? 2. Присутствовал ли элемент игры, соревнования? 3. Использование наглядно¬сти, технических средств. 4. Каковы взаимоотношения старшей вожатой и участников, как они влияют на ход мероприятия? 6. Результатив-ность 1 . Достигнуты ли поставлен¬ные цели и задачи? Причины успеха, неудач, ошибок. 2. Какова общая оценка цен¬ности мероприятия со стороны. 7. Участники 1 . Количество членов в д/о. 2. Количество участников мероприятия и при¬нимавших участие в его подготовке. Методика № 6 Анкета «Моя оценка мероприятия» (для членов д/о) Дорогой участник мероприятия, выбери, пожалуйста, один ответ на каждый вопрос. Твоя оценка поможет организаторам массовых мероприятий в д/о сделать их интересными и значимыми. Спасибо за участие в анкетировании! 1. Твое общее впечатление? а) Это было прекрасное мероприятие. б) Я с уважением и признательностью отношусь к тем, кто проводит такие мероприятия. в) Я мог бы сделать все это лучше. г) Меня очень увлекло мероприятие, так как я мог участвовать в интересных делах. д) Мне понравилось, так как я смог посоревноваться с другими. е) Мне понравилось, потому что было очень красиво. ж) Было радостно оттого, что я узнал много нового. з) Было приятно, что для меня подготовили такое мероприятие, и) Мне было скучно, я устал. 2. Что заставило тебя принять участие в мероприятии? а) Я хотел помочь, чтобы мероприятие прошло хорошо. б) Я хотел поучаствовать в мероприятии вместе со всеми. в) Я хотел, чтобы меня похвалили за старание. г) Я хотел проверить свои возможности, посоревноваться с другими. д) Я хотел заняться увлекательным делом. е) Я хотел узнать что-то новое, открыть для себя удивительный мир неиз¬вестного. ж) Я хотел получить радость от прекрасного и возвышенного. з) Я хотел расслабиться и отдохнуть. и) Я не хотел никого обижать и расстраивать. Мне пришлось заставить себя участвовать в этом мероприятии. 3. Что захотелось сделать после мероприятия? а) Помочь в проведении следующего такого же мероприятия. б) Провести такое же мероприятие с друзьями. в) Принять более активное участие в подготовке и проведении следующего мероприятия, чтобы все узнали о моих способностях. г) Попробовать самому сделать что-то подобное. д) Провести какие-нибудь соревнования или конкурсы или поучаствовать в них. е) Прочитать интересную книгу на эту тему. ж) Рассказать друзьям о том, как все было красиво. з) Отдохнуть и расслабиться, и) Ничего. 4. Насколько интересным было мероприятие? а) Мероприятие было намного интереснее, чем я ожидал. б) Я так и думал, что будет интересно. в) Я надеялся, что будет интереснее. г) Всем очень понравилось. д) Многие были довольны, как прошло мероприятие. е) Некоторым было безразлично. Карта самооценки деятельности старшей вожатой (педагога-организатора) Ф.И.О.(полностью)_______________________________________________ № школы_______________________________________________________ Стаж работы в должности_________________________________________ Дата заполнения карты____________________________________________ Из предложенных ответов выберите и отметьте нужные критерии показатели самооценка I. Наличие документации, регламентирующей деятельность ст.вожатой и д/о План работы д/о на год Да, нет План ст.вожатой по руководству д/о Да, нет Устав, Программа деятельности Да, нет План заседаний и учебы актива Да, нет II. Наличие и уровень зрелости д/о. Соблюдение членами д/о Устава Да, нет, иногда Активность членов д/о Высокая, средняя, низкая Участие д/о в городских мероприятиях Всегда, часто, иногда, никогда Уровень развития самоуправления в д/о Высокий, средний, низкий III. Общий психологический климат в д/о Комфортное самочувствие, чувство защищенности Почти у всех, лишь у части, ни у кого Знание детьми своих прав Знают, не знают Конструктивное, безболезненное разрешение конфликтов Да, нет IV. Реальный рост общей культуры членов д/о Вовлечение каждого члена д/о в значимую для него и окружающих деятельность Да, нет Уровень воспитанности Высокий, средний, низкий V. Активная позиция ст. вожатой Участие ст. вожатой в работе школы по какой-либо методической проблеме, теме Участвую, не участвую, иногда участвую Обмен опытом своей работы на МО Да часто, иногда, никогда, очень давно Проведение открытых мероприятий для коллег Нет, Да (1-2 примера) ________________________ _______________________ VI. Вовлечение педагогов школы и родителей в дела д/о Организация совместных мероприятий Часто, иногда, никогда Изучение семей, их традиций Да, нет Организация посильной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Да, нет Привлечение педагогов школы к делам д/о Часто, иногда, никогда Литература Родионов В. А., Ступницкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие (тренинги социальных навыков). Ярославль, Академия развития, 2001. Твердохлеб Н. А. Тренинг общения для подростков. М., 2003. Воспитательный процесс: изучение эффективности (методические рекомендации)/ под ред. Степанова Е. Н. М., Творческий центр «Сфера», 2001. Программа «Лидер». М., 1992.
 Написать дополнение к материалу
Вы можете дополнить этот материал, для этого вам необходимо авторизоваться...
АвторизацияРегистрация
Ссылка на публикацию
 
Голосов: (+1)   
Опубликовал: irvik_72 | Просмотры: 9142
Другие материалы
Смотреть ещё...