Тематический огонек.
Вариант проведения огонька: исполняются песни, соответствующие тематике огонька.
Зажигались звезды темно-синей ночью,
В улочках струился утренний туман.
В них бросали волны брызг седые клочья,
Уходили бриги в даль, за океан.
Много ль тех мальчишек с думой бесполезной
О гудящих вантах, стройных клиперах?
Говорят им взрослые с логикой железной:
«Если есть турбины, Зачем вам кливера?»
Вверх стремятся люди, мчатся вдаль ракеты,
А о ветре знают лишь из старых книг.
Кто же помнить будет прощальные рассветы?
И встает, как память, позабытый бриг.
Ведущий: «Приходилось ли вам мечтать о путешествии по морям и океанам на бриге или клипере, фрегате или барке?
Представьте, что у вас в личном пользовании есть яхта: двух мачтовая красавица с белоснежными парусами. А вы, хорошо знающий морское дело, опытный моряк, имеющий документ на право управления этой яхтой. Как бы вы ее использовали? Отправились бы в путешествие (посмотреть мир)? Отправились бы на ней открывать неизвестные острова? Использовали бы яхту для катания желающих вдоль берега (как источник доходов в вашем бизнесе)? Устроили бы в ней ресторан? Использовали бы ее как-то иначе (если не секрет, то как?)».
Исходя из ответов ребят, ведущие выходят на раскрытие понятий: романтика, меркантильность, прагматичность. (Романтика – мечтательная приподнятость, пафос борьбы, стремлений; идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека. Меркантильность – мелочная расчетливость. Прагматичность – расчетливость, деловитость).
Вопросы для обсуждения:
1.Нужна ли человеку в жизни романтика, мечта?
2.Романтика или меркантильность, прагматичность – что нужнее современному человеку?
3.Нужно ли моряку чувство романтики?
4.Романтика и реальность в профессии моряка.
Ответы на эти вопросы не так просты, какими кажутся на первый взгляд. Составить у ребят реальные представления о профессии моряка помогут приглашенные на огонек гости: «Жил-был старый корабельный мастер, Молчаливый, трубкою дымящий, И однажды сделал он кораблик – маленький, но будто настоящий. Был фрегат отделан весь как чудо – от бизани до бушпритной сетки... Но однажды старый мастер умер, И корабль остался у соседки. Что ж... Она его не обижала, пыль сдувала, под стеклом держала…».
Определения взяты из толкового словаря Ожегова, но ведущим необходимо доступно объяснить их детям.
Только ей ни разу не приснился голос шквала или скрип штурвала.
Что ей море, якоря и пушки? Что ей синий ветер океана?
Куковала хриплая кукушка, по стеклу ходили тараканы...
Среди шляпок старых и затасканных, пыльных перьев и гнилого фетра,
Как он жил там – парусная сказка, чайный клипер – сын морей и ветра?
Что он видел темными ночами, повернув бушприт к окну слепому?
Ветра ждал упрямо и отчаянно или звал кого-нибудь на помощь?
Ведущий: «Как вы думаете, почему он звал на помощь? Отчего ему было плохо? Разве не спокойнее дома, когда за стеклом бушует не погода?»
Ведущий: «Попробуйте продолжить это стихотворение известного детского писателя Владислава Петровича Крапивина. Как вы считаете, что произошло дальше с этим корабликом?».
Обсуждение, продолжение сказки. Продолжение сказки автором:
И проснулись влажные зюйд-весты
Он уплыл по золотым рассветам,
Заскрипели грозовые воды,
По большим закатам ярко-красным.
Сдвинули потоки домик с места,
Пусть его хранит капризный ветер
Унесли кораблик на свободу
На пути далеком и опасном.
Новое развитие темы огонька.
Ведущий: «У человека – романтика всегда есть мечта, есть идеал. На сборе экипажа, собрании Сбора мы говорили о том, каким представляем себе гардемарина. Это наш идеал. Сейчас началась трудная учеба в «Школе старого боцмана». Сохранилось ли у вас желание стать гардемарином?».
Ведущий: «A.M. Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха идеал! С той поры он бессознательно стремится к лучшему». Почему идеал сравнивается с посохом? (подведение к идее: образ гардемарина – та опора, которая каждому из нас поможет стать лучше, совершеннее)».
Ведущий: «Что необходимо человеку, чтобы его мечта стала реальностью?» (Обсуждение).
Ведущий: «Поколение 60-х называют поколением романтиков. Люди этого поколения верили, что через 20 лет построят в стране коммунистическое общество. Коммунизм не построили. Но их стремление сделать свою страну процветающей и счастливой не прошли бесследно: энтузиазм людей, их одухотворенность способствовали свершению очень важных (фундаментальных) открытий в науке, активному развитию техники, искусства, а также (что важно) изменению отношений меду людьми (можно раскрыть подробнее). Конечно, каждый из нас тоже хочет жить в богатой стране. Есть два пути для осуществления этого желания: уехать в другую страну (например, в США, другие развитые государства) или поднимать Россию. Если бы представилась возможность такого выбора, какой путь избрали бы вы? Почему?».
Ведущий: «Что может сделать каждый из вас, чтобы наше Отечество – Россия – была богатой и счастливой страной?».
Ведущие делают выводы из состоявшегося разговора.
У крыльца, у лавочки
Тесный мир и маленький,
У крыльца, у лавочки
Куры да трава...
А взойди на палубу,
Поднимись до салинга
И увидишь дальше
Острова...