.
 Всем, всем...
!
28.06.09
То, без чего вожатить ну никак нельзя…
Если ты хочешь, чтобы твоя жизнь в лагере не превратилась в фильм ужасов, протяженностью ровно в смену с месячным периодом реабилитации, с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело в качестве наставления, преподнеси их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом имей в виду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет или предлагать свои. Главное чтобы все, что утверждается ребятами, соответствовало утверждению, приведенному ниже:

Главный принцип жизни в лагере: У нас в лагере все можно, НО если это не вредит другим.

Традиции и законы.

- Традиция доброго отношения к людям.
- Традиция вожатского отряда.
- Традиция вечернего огонька.
- Традиция доброго отношения к песне.

- Закон ОО (Закон точности)
- Закон территории (закон границы).
- Закон поднятой руки.
- Закон зелени

Как ни странно, одной из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого – новичка: как обращаться к детям?!
Оказывается – нет ничего проще!!!

- Ребята, ребятушки друзья, други мои народ, люди. родные мои, братья и сестры пацаны, парни, девчонки.
- Милостивые государи и государыни, любезные синьоры и сеньориты.
- Уважаемые судари и сударыни.
- Братцы кролики, свободные волки, славные мумитролли.
- Гвардейцы, земляки, братья славяне.
- Красавицы, барышни, мадмуазели.

Как ходить в столовую?

Как говориться: хороший вожатый – “прикольный” вожатый. Оказывается и в столовую можно ходить весело. Например …

- Взявшись за руки в цепочку.
- То же, но двигаясь спиной.
- В три шеренги и маршируя как солдаты.
- Образовать замкнутый круг, внутри которого вожатые, которые не хотят есть.
- Дружно хромая на правую или левую ногу.
- В колонну, положив руки на плечи, впереди идущему.
- Считая шаги.
- Со связанными ногами.
- Одетыми задом наперед.
- Скандировать девизы, речевки, кричалки, петь песни.

Принципы отношений с детьми. Гарри Лэндрет, “Игровая терапия: искусство отношений”

- Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им.
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
- Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
- Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
- Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
- Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
- Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Шел отряд по лагерю…

Когда ты едешь в лагерь за несколько дней до смены тебе дают такой листик, под названием “ПЛАН – СЕТКА”. Там обычно указаны дружинные дела которые пройдут в лагере в течение смены.
НО!
Эти дела пройдут на уровне дружины, а ты подумал заранее, чем будут заниматься ТВОИ дети в течение смены в отряде?
Если ты считаешь, что функция отрядного вожатого заключается только в организации бытовых и режимных моментов – грош цена такому вожатому!!! На время смены домом ребенку становиться корпус, а семьей – отряд, и оттого насколько интересной покажется жизнь ему в отряде, зависит как минимум на 50% успешность всей смены.
Поэтому -

Планируя отрядную деятельность, помни !

- Существует общелагерный план, цели и задачи на смену. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
- Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее чем и скучные будни. И вообще – лучший отдых это смена деятельности.
- Если планируешь дело на свежем воздухе, то придумай сразу, чем твои дети будут заниматься в случае плохой погоды.
- В “Мойдодыр” не стоит играть в футбол, а в родительский день уходить в поход.

Деятельность (отрядная, дружинная) бывает разная.

Разрабатывая программу отряда, старайся разнообразить ее различными видами деятельности (Д.).

Не удивляйся, если Твои дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем.

Например:

Деятельность (в отряде)

спортивная интеллектуальная трудовая творческая художественно-прикладная

Аксиома “Лучший отдых – это смена деятельности”, имеет силу и здесь.

Первые дни – особенно важны для вожатого. Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос:

- WHO IS WHO ??? – кто есть кто???
- КТО хороший организатор?
- КТО хороший художник?
- КТО хороший актер, постановщик?
- КТО …

Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем ты со своими детками будешь заниматься в эти первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Этот список ты можешь дополнить своими.

Главное чтобы –

В предложенной деятельности участвовали все дети отряда. Задания не требовали предварительной основательной подготовки. Соблюдался принцип “От простого к сложному.” При проведении подобных дел на отряде были оба напарника (в активной позиции).

Список возможных дел организационного периода (отрядных)

Конкурс врунов (как меня собирали в лагерь.)
Первая организованная вылазка на природу.
Выпуск отрядной газеты “ЭТО МЫ”
Муз.час
Загадочный час (отгадывание загадок).
Оформление первых страниц журнала “День за днем”.
КТД “Типография”
Оборудование отрядного места с выкладыванием камешками эмблемы и названия отряда.
Спорт.игра “Знамя”. “Тропа доверия” (в конце орг..периода). “Ромашка” “Кинофестиваль”. “Литературный коктейль”. “Суета-сует”.
Утренняя информационно-развлекательная программа “Доброе утро!”

Вечерний огонек

Догорает в подсвечнике старом
Тертый, блеклый огарок свечи.
Неужели сгорела вся даром,
Раздавая сиянье с ночи?

Наверное, нет ничего более необычного, таинственного и загадочного в лагере, чем вечерний огонек. Перед тем как идти спать, ребята вместе с вожатыми собираются вместе у костерка или горящей свечи для того что бы поговорить. “За день не наговорились?”, - спросишь ты. Дело в том, что у свечи даже самый обычный разговор звучит совсем по другому. Ребята обсуждают прожитый день, решают спорные вопросы, разговаривают на интересующие их темы.

А вообще – огонек, это сильнейшее средство формирования коллектива, и оттого насколько ты будешь владеть умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения твоих ребят в отряде, и выполнение целей и задач смены.

Темы для вечерних огоньков и диспутов:

- Как встать вровень с веком?
- Подвиг: мгновение или жизнь?
- Что можно считать правилами хорошего тона?
- Вредные привычки: проблема личная или общества.
- Что значит быть взрослым?
- Что значит быть современным?
- Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)

Темы для вечерних огоньков ( из “Маленького принца”).

- Тогда суди себя сам, - сказал король ,- Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
- Хотел бы знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.
- В пустыне одиноко, - сказал Маленький принц. Среди людей тоже одиноко, заметила змея.
- Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.

Кроме тематических огоньков, которые проводятся в основной период смены, есть огоньки, которым отводится особая роль..

- Огонек знакомств.
- Огонек орг.периода.
- Огонек дежурного отряда.
- Прощальный огонек.

Наши “дела”.

Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

Критерии успешности дела.

- целесообразность ( сообразность проведения данного дела в смене )
- идея(наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа)
- четкая организация дела:
- музыкальное оформление
- техническое обеспечение
- предварительная подготовка участников и ведущих
- работа с залом (предварительная и во время проведения дела)
- безопасность
- логичность (соответствие формы и содержания )
- динамичность
- доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
- поощрение участников.
- наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)

По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить + и -, возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.

10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.

- Интересные задания.
- Красивое оформление.
- Материальное обеспечение.
- Музыкальное оформление.
- Находчивый ведущий.
- Компетентное жюри.
- Эмоциональные зрители.
- Исполнительные помощники.
- Подготовленные команды.
- Призы для победителей.
 Написать дополнение к материалу
Вы можете дополнить этот материал, для этого вам необходимо авторизоваться...
АвторизацияРегистрация
Ссылка на публикацию
 
Голосов: (+9)   
Опубликовал: Moder-Afin | Просмотры: 9019
Другие материалы
Смотреть ещё...