Ребят надо сразу брать в ежовые рукавицы, а то сядут на шею – наплачешься, – советуют вожатому-новичку. – Ты себя сумей поставить: вы мне не мешайте, и я вам не буду мешать.
И много таких вот немудрёных напутствий дают неопытному вожатому люди недалекие, не любящие ребят и свою работу.
Как держаться с ребятами, что и как требовать, особенно на первых порах жизни в лагере?
Есть две дисциплины, нисколько друг на друга не похожие.
Иной раз про вожатого говорят: “Он здорово дисциплину держит. У него никто пикнуть не смеет”.
И правда, лишь посмотрит вожатый – и замерли ребята, в строю стоят не дышат.
Тихо сидят в столовой, быстро спать укладываются, из воды по первому приказу выскакивают.
А почему?
Да потому, что знают: не так сделаешь – жди нагоняя.
Боятся.
На наказания такие вожатые большие мастера.
В лагере “Город солнца” под Москвой был вожатый, который за всякую провинность гонял ребят по стадиону.
Опоздал на зарядку – беги два круга, подрался – беги четыре.
Бывает еще и так.
Скажет вожатый: “Если хорошо посидите (или полежите, или постоите), сведу вас завтра в дальний лес, в тот, где ягод много.
Только, смотрите, ни начальнику, ни старшему вожатому ни гу-гу”.
Такого вожатого не боятся, но и не уважают.
Это одна дисциплина.
Дисциплина внешняя, связанная с подавлением или с подкупом.
На ней далеко не уедешь. Ребятам она в тягость. И стоит такому вожатому отойти или отвернуться – ребята уже на головах ходят.
Но есть и другая дисциплина.
Она возникает там, где ребята сами сознательно принимают ее, чего, правда, добиться не так-то легко.
Но зато как хорошо работается!
Прежде всего нужна ли тебе строгость?
Да, нужна.
Всегда, когда это необходимо, ты должен уметь предъявить понятное, точное и решительное требование.
Правда, тут нужно соразмерить свои силы.
В первые дни выдвигай только самые необходимые требования.
Зато добейся, чтобы все они были выполнены.
Один опытный вожатый как-то признался, что потерпел полное поражение, потому что в первые дни только и делал, что одергивал ребят: “Слезь с дерева!”, “Перестань кричать!”, “Прекрати сейчас же!”
Ему казалось: ребята увидят, что вожатый строг, и будут его уважать и слушаться.
Не тут-то было.
На третий день вожатый услышал за своей спиной смешки и выкрики: “Не смей!”, “Не кричи!”, “Стой как следует!”
Его передразнивали.
Порой стоит в первые дни “не заметить” каких-то проделок, чтобы не оказаться в таком печальном положении.
Несколько твердых требований, которые ты предъявил ребятам, зная наверное, что они будут выполнены, сделают для утверждения твоего авторитета куда больше, чем неизменный суровый взгляд и грозные окрики.
А как же доброта?
Без нее ты вообще ничего не сможешь сделать.
Елена Николаевна пользуется огромным уважением ребят.
Она умеет безошибочно угадывать ребячьи огорчения, тревоги, обиды и тотчас приходить на помощь.
Ребята поражались: как она обо всем догадывается?
То, что им казалось почти чудом, было результатом постоянного внимания чуткого человека, который беспокоится за ребят, много наблюдает, размышляет.
А еще вожатому необходимо чувство юмора.
Вожатый с веселым нравом, выдумщик, фантазер, всегда беспредельно любим ребятами.