ЧТП - это система работы. Если вы берете эту форму, не забывайте
каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой
утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня
выполняют. На вечернем "огоньке” обязательно обсуждается работа каждой
группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести
соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но
соревноваться стоит в том случае, если вы можете в итоге что-то
предложить ребятам, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если
ребята будут работать не за баллы, а из интереса.
Дети в лагере. Возрастные особенности.
Лагерь, как мы уже говорили – это совершенно иной мир – мир, где
средний возраст жителей гораздо меньше 18 и самая большая разница в
возрасте едва ли достигает 10 лет, но у каждого возраста есть свои
особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Существуют
также игры, которые ориентированы на тот или иной возраст. Это
совершенно оправдано с одной стороны, но с другой стороны стоит иметь в
виду, что любую даже самую взрослую игру можно адаптировать для
маленьких. А детские игры для самых маленьких проходят на взрослых на
ура без всяких изменений.
Маленькие дети (4-8 лет)
Дети такие же, как мы, только немного другие.
В этой фразе мы выразили основную, на наш взгляд, мысль этого
раздела. Не совсем понятно? Тогда попытаемся объяснить. Ребенок,
сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то
понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они
есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае
маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с
другой планеты, наверное, тоже не стоит.
Дети испытывают огромную потребность познавать и открывать. Ребенок
(особенно маленький) стремиться воспринимать новые для него идеи, ему
приятно откликаться на них, и нужно лишь представить эти идеи в
понятной для него форме. Постарайтесь использовать язык, идеи и образы,
которые будут понятны маленькому ребенку. Игры, сказки, истории - это
то, что надо.
Очень важно в работе и общении с детьми – это быть искренним.
Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно,
детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере. Сами
замучаетесь, и детей замучаете.
А теперь наши конкретные советы и пожелания.
То, что маленькие дети гиперактивны, вы, наверное, знаете и без нас,
кроме этого они еще и чрезвычайно изменчивы. Ребенок 6-8 лет не может
долго заниматься каким-то одним делом, ему нужно переключаться.
Старайтесь поэтому чередовать спокойные и подвижные игры. Если у вас
запланировано большое действо часа на три, важно, чтобы оно было
наполнено как можно более разнообразными игрушками.
Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от
подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший
вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться,
когда вас заставляют?.. то-то!). Нам ближе другой метод, который
называют недирективным. Его можно представить в три этапа:
ПРИНЯТИЕ
ПОДСТРОЙКА
ВВЕДЕНИЕ
Не нужно пугаться терминов, потому что на самом деле все просто.
Принятие означает то, что для вожатого важно понять внутреннее
состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него
настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д. Подстройка
значит лишь то, что мероприятие должно проводится, учитывая потребности
ребенка в настоящий момент. А термин ведение поясним на примере.
Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из
детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести
какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить,
например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е.
пытайтесь проводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.
Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их
внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну,
но никто кроме нас ее знать не должен".
Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.
Из всего набора игр, который может знать вожатый, особую ценность
представляют развивающие игры. Для маленьких детей это различные игры и
конкурсы, где они могут задействовать все органы чувств, например игра
"Похрустим", когда ребенку завязывают глаза и дают по звуку угадать,
что именно сейчас едят другие участники: яблоко, чипсы или капусту.
Игра пройдет веселее, если она связана с мелодией и повторяющимся
текстом. Вообще почаще проводите любые игры, в которых сочетается
движение, мелодия и ритм.
Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое
выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее
помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как
уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по
родителям.