(Из опыта работы ВДЦ "Орлёнок")
Пусть вместо сцены нынче будет пляж,
А фоном беспокойным станет море
И замысел чуть философский наш,
С несчастьем, счастьем, с горем и с негорем.
Прошу, его Величество Костры,
Возьмите кисть и тихо ночь раскрасьте,
Я подарю Вам из огня шатры,
А вы мне подарите имя – Мастер.
Я буду строить Вас, а Вы меня.
Чтобы случайный Солнечный прохожий
Вдруг замер в бликах моря и огня
И выбрал сам, что для него дороже:
Стоять, вцепившись в Вас, или идти,
Хранить молчанье или тихо плакать,
То, что увидел, дальше пронести,
А может бросить в денежную слякоть.
Я вас найду, хотя бы раз в году,
Где чудеса почти у самой кромки,
Себя найду, но главное найду
Кусочек настоящего «Орленка».
В. Кондрашов
ВСТУПЛЕНИЕ
По берегу – парапету идут «случайные» прохожие, которые вдруг видят на берегу моря огни. Подойдя чуть ближе, они видят, что это не просто костры, а еще и композиции, расположенные возле костров. Пройдя вдоль этих композиций, каждый человек задумывается о чем-то важном, а может быть и не очень в своей жизни. Это поразительное зрелище, которое не оставляет никого равнодушным. Каждый присутствующий становится на чуть-чуть богаче духовно. Поэтому это не только эстетически красивое действие, но оно еще и несет в себе глубокий смысл.
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КОСТРЫ»
- Замысел: Развивает духовное и образное начало у ребенка. Дает возможность реализовать свои идеи и даже мечты.
- Цель: Дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал.
Задачи:
1.Участие всего отряда в совместной деятельности;
2.Работа в комфортных микрогруппах;
3.Дать возможность принимать самостоятельное решение в пространстве совместной деятельности.
Место: пляж детского лагеря «Солнечный».
Каждому ребенку дается обширное поле деятельности на протяжении всего действия Костров. Существует три группы, которые занимаются своим делом в процессе подготовки Костров:
1 группа: «костровая» – собирает дрова (преимущественно мальчики);
2 группа: «идейная» – организовывающая все действия во главе с Мастером;
3 группа – занимающаяся костровой композицией.
В течении подготовки (7-10 дней) всем детям дается возможность участвовать в работе трех групп сразу, то есть находиться в трехмерном пространстве, где каждый может побывать костровым, мастером и участником-строителем. Все дело проходит в 6 этапов.
1 этап - ВЫБОР ИДЕИ
Все дети придумывают смысл Костров, любой идейный замысел, который должен нести образно-логическую картину.
Пример: «Эволюция любви», «Последняя сказка Детства», «Вся жизнь – Театр».
То есть вся костровая цепочка должна быть подчинена одной общей идее. Самая лучшая идея определяется путем голосования и признается основополагающей. После чего выбирается идейный лидер, который и организует все действие.
2 этап
Под выбранную идею придумываются непосредственные Костры-композиции. Каждый участник имеет право заявиться на Мастера, которому необходимо представить замысел своего Костра, вписывающегося под идею всей цепочки. Выслушиваются все идеи участников, заявившихся на Мастеров. Причем даже Лидер цепочки может так же поучаствовать в создании своего Костра. Важно раскрыть смысл Костра, и как он вписывается в идею всего замысла.
3 этап
Определяется количество Костров в цепочке. Логическая цепочка Костров выстраивается самим Лидером по схеме: завязка, кульминация, развязка.
4 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Все оставшиеся участники, не задействованные в создании Костров, могут войти в комфортную для них группу, чтобы помочь в реализации замысла одной из идей Мастера. В течении подготовительного этапа выбирается «костровая» группа, которая собирает дрова и подготавливает места для Костров. Так же идет подготовка и построение своих композиций. Каждый мастер с помощью своей комфортной группы ищет необходимое оборудование для создания композиции (двери, стулья, палки, зеркала, ткань и т.д.).
Каждая композиция является скульптурным, архитектурным, театральным, творческим замыслом: город из песка, художественная аппликация, картинно-творческий эпизод.
5 этап - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Все действие проводится вечером, приблизительно с 21.00 до 22.00. За три часа до начала происходит строительство и заготовка композиций, костровых мест, где будет располагаться освещение – сам костер. Действие начинается по команде – одновременно зажигаются все костры, а все приглашенные гости идут вдоль Костров и рассматривают представленные композиции, внося в них собственный смысл и угадывая идею всей цепочки.
6 этап - АНАЛИЗ
После представления все дети собираются на отрядном месте для обсуждения и обмена впечатлениями. Каждый, в процессе обсуждения, сам для себя определяет полученный результат и помогает это сделать свои товарищам.