Несмотря на ограниченные сроки пребывания детей в условиях ДОЦ (1 смена – 21 день и менее), в них имеются самые благоприятные условия для реализации здоровьеформирующих технологий, осуществления спортизации физического воспитания детей и подростков, обеспечения специальной профилактической работы по предупреждению возникновения у детей и подростков вредных привычек, особенно наркомании. Здоровьеформирующие технологии предусматривают использование ценностей физической и спортивной культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся.
Спортизация физического воспитания предлагает использование элементов прогрессивных технологий, выверенных в спортивной практике, в системе физического воспитания.
В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. При этом основным методическим требованием при проведении беседы, лекции или разговора с детьми, отдыхающими в летнем лагере, оздоровительном центре, является личный пример вожатого, воспитателя, без которого немыслимо получение положительного эффекта.
Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в учреждениях детского отдыха и оздоровления заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом, желательно преимущественно аэробной и силовой направленности, что способствует активизации деятельности нейронов головного мозга, продуцирующих энкефалины и эндорфины.
Круглосуточное пребывание детей в детском оздоровительном центре, обеспечение их полноценным четырех или пятиразовым питанием, организация воспитательного процесса при соблюдении научно обоснованного единого режима дня позволяют осуществлять непрерывный контроль за состоянием организма детей и подростков и осуществлять системно организованный комплекс педагогических и психологических воздействий в интересах формирования здоровой и гармонически развитой личности.
Организация воспитательно-оздоровительной работы в учреждениях детского отдыха начинается с создания коллектива единомышленников. Важно сформировать у педагогического коллектива осознанную потребность по реализации выработанной совместно программы действий.
Личность воспитателя, который отвечает за все стороны жизни детей в детском центре, имеет одно из приоритетных значений в летний период.
Поэтому подбор педагогических кадров, обучение будущих воспитателей умению проводить диагностическую и коррекционную работу, занимать гуманистическую позицию, обеспечивать психологическую комфортность пребывания детей в ДОЦ является первым требованием организации воспитательно-оздоровительной работы по профилактике наркомании и других вредных привычек в летний период.
В последнее время наркотики приобрели такое широкое распространение в молодежной среде, что КАЖДЫЙ ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания - это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу. Вожатому детского лагеря необходимо сегодня владеть основами информации по этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред всему детскому коллективу.
По своей сути наркомания сегодня – это обряд субкультурного "крещения", проблема личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха смерти.
Практика работы учреждений детского отдыха показывает, что наиболее сложными как для педагогического, так и детского коллективов являются первые 3-4 дня смены. В это время вожатый изучает своих воспитанников, вместе с ними налаживает их быт. Воспитатели, вожатые знакомят ребят с режимом дня, с внутренним распорядком жизни в летнем лагере, показывают, как правильно заправлять кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить и сушить одежду, обувь и т.д. Чтобы не "утонуть" в мелочах, не упустить главное, важно точно представлять себе главную задачу первых дней смены. Этот период принято называть "организационным периодом смены".
В организационный период происходит адаптация детей в жизни летнего лагеря, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших педагогических задач в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера, психики и физического состояния, знаний, умений, навыков.
Многие исследователи проблемы профилактики наркомании у детей и подростков считают, что не существует никакой "преднаркотической" или "донаркотической" личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности, с их точки зрения, можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивными веществами.
С нашей точки зрения, при всей, казалось бы, неуправляемости и непредсказуемости процесса роста молодежной наркомании ситуацию можно и нужно срочно брать под контроль. Вдыхание, глотание или курение наркотических веществ вытесняются сегодня эпидемией их инъецирования, что сопряжено с риском превышения смертельной дозы и скорой выработке сильной зависимости. Среди школьников возросло число злоупотребляющих ингалянтами. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных наркотиками, затрагивают не только наркозависимых, но и окружающих их людей и общество.
По данным Департамента образования и науки Краснодарского края, первый опыт знакомства с наркотиками для 51% детей школьного возраста приходится на возраст 15-17 лет, а для 41% - на 11 – 14 лет. Данные социологических исследований в школьной среде показали, что 46% опрошенных пробовали наркотики, 36% курят, 75% с различной степенью интенсивности принимают алкоголь.
В последние годы наметилась тенденция к росту количества детей и подростков, приезжающих на отдых, из мест, пострадавших в результате самых различных катастроф, промышленных, военных зон; часто по программам социальной помощи.
Причины, приводящие к употреблению наркотиков, конечно, различаются, но к ним в первую очередь относится социальная незащищенность детей, неуверенность в завтрашнем дне, низкий уровень культуры и воспитания, совмещенный с недостаточным жизненным уровнем, неумение выйти из стрессовых состояния без использования веществ, влияющих на психику.