.
 Всем, всем...
!
28.10.11
Организационный период
В зависимости от продолжительности лагерной смены и графика заезда детей в лагерь, проходит 2-4 дня.

Для ребенка организационный период это период адаптации к изменившимся условиям своей жизни: новое место, новый коллектив, новые взрослые и сверстники, новая деятельность и т.д.

Для вновь созданной детской группы, организационный период – основной этап формирования и раз­вития временного детского коллектива. Его важнейшая воспитательная задача заключается в том, чтобы в максимально короткие сроки ор­ганизовать детский коллектив, в котором возможна ин­тересная деятельность, реализующая задачи летнего оздоровительного пе­риода, опирающаяся на опыт, возможности и традиции данного ла­геря.

Основные задачи:

- прием детей в лагерь, распределение их по отрядам (как правило, по возрастному критерию);
- знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками;
- коллективное планирование лагерной смены, введение детей в тематику смены;
- выявление и выборы актива детского коллектива;
- начало работы по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива.

Основные моменты (регистрация, адаптация, действия вожатых, окончание оргпериода):

1. Регистрация. В назначенный день и час, в заранее определенном месте происходит прием детей для их отправки в лагерь - регистрация.
Нередко попадаются два-три ребенка разного возраста, но желающие попасть в один отряд. Если для проведения программы лагеря это не имеет большого значения, то близких по возрасту детей можно разместить в желаемом отряде. Если же разница в возрасте составляет более двух лет, то нетрудно догадаться, что кто-то из этих детей окажется «пострадавшим». Если старшего распределить в младший отряд, ему будет неинтересно в нем; если же младшего записать в старший отряд, то он иногда даже не будет понимать, что от него требует вожатый и что вообще происходит в отряде.

2. Адаптация детей. Именно в этот период закладываются основы отношений не только между детьми, но между детьми и педагогами (вожатыми).
По отношению к оргпериоду существует пед. поверье: Как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена». Если в первые 2-4 дня дети не привыкнут выбегать на зарядку, снимать обувь, укладываться на тихий час и после отбоя, культурно принимать пищу в столовой, заправлять кровать – они не будут этого делать никогда.

Для некоторых детей период адаптации проходит очень тяжело – звонки домой, плачь, уход, истерика, бойкот
Не дать уехать домой, находить как можно больше дел для него, защищать от нападок детей!

Создание благоприятного психологического климата детского коллектива. С первых же минут взаимодействия педагога с детьми, необходимо осуществлять данную задачу. Как правило, внутри временного детского коллектива её решение лежит в нескольких плоскостях общения:

- общение между вожатыми и детьми;
- общение вожатых друг с другом;
- общение между мальчиками и девочками;
- общение между мальчиками;
- общение между девочками.

Для начала необходимо определиться в том, как к вам будут обращаться дети, ведь в разных лагерях существуют различные традиции такого обращения. Какую бы форму вы не выбрали, необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности. Доброжелательность и открытость в общении – это совершенно нормальные явления в общении с детьми (и не только с детьми, и не только в лагере). Договоритесь с ребятами о взаимной доброжелательности. Это залог добрых отношений. Но не забудьте рассказать вашим воспитанникам о системе требований к ним с вашей стороны. Естественно, что эти требования должны быть едиными со стороны всех напарников.

Достаточно деликатный вопрос, который может принести много неприятных моментов (особенно в младших и средних отрядах) – отношения между мальчиками и девочками. Это общение может вылиться в ряд проблем, если не проводить систематическую, целенаправленную работу по созданию добрых отношений между мальчишками и девчонками. Таковы психологические особенности возраста взросления. Именно поэтому, разговаривать с детьми об уважительном отношении друг к другу просто необходимо. Ещё более необходимо учить их тонкостям и правилам общения между собой. На наш взгляд, инициатива в добрых отношениях должна исходить от мальчиков (понятно, что инициировать такие разговоры и само отношение должен вожатый).

Не нужно надеяться, что возникшие разногласия между детьми, конфликты улягутся сами собой. Они скорее всего могут, в лучшем случае, затихнуть. В худшем же случае, в круг разногласий и конфликта будут втягиваться все новые и новые дети. А такая ситуация уже сама по себе – катастрофа (если только этот конфликт не входит в ваши планы и не организован вами специально для решения каких-либо воспитательных задач). Именно поэтому не пропускайте между ушей ни одно грубое высказывание по отношению к любому члену вашего коллектива. Не оставляйте без внимания любой случай хамства, равнодушия, скабрезности и других негативных явлений, мешающих вам выполнять одну из основных ваших воспитательных задач.

3. Основные действия вожатых. Наша главная задача – помочь ребенку почувствовать себя комфортно:

Для этого:

Как можно скорей познакомить детей друг с другом (тренинги, игры на знакомство и сплочение коллектива)
Знакомство детей друг с другом, лагерем и его сотрудниками. Это, так называемый «второй план» всего оргпериода. Очень важно быстро познакомить детей друг с другом. Знакомство необходимо начинать с вожатых. Добавить хочется только лишь то, что в этом вам помогут бейджики, специально сделанные для каждого ребенка (лучше, если они будут сделаны руками самих ребят). Еще необходимо как можно чаще создавать ситуации знакомства и при любом удобном случае спрашивать имя ребенка или объявлять ребятам имя выступающего, берущего слово и т.д. В этом случае происходит более быстрое знакомство.

Знакомство же детей с лагерем происходит, как правило, на экскурсии по лагерю, которую может провести как сам вожатый (если хорошо знает территорию), так и «дети-старички» (во избежание «дедовщины» и направления их статусной позиции в рациональное русло), уже бывавшие в этом лагере. Экскурсию можно провести как в шуточной форме, так и в серьезной.

Пример игровой формы знакомства детей с лагерем:

ТАЙНАЯ РАЗВЕДКА

Отряд делится на 2 и более групп получает письмо с заданием (список вопросов на знакомство с территорией) от штаба разведки. Ребятам – тайным разведчикам, необходимо узнать требуемую информацию за короткий срок и принести ее в штаб.
Текст письма и список возможных вопросов:

Уважаемые разведчики! На сбор нижеперечисленных стратегических данных вам дается ровно 30 минут. Опоздание более чем на 5 минут будет расцениваться как невыполнение особо секретного задания.

Список вопросов интересующих штаб.

1.Сколько ворот в республике?
2.Какое любимое животное у командора первого отряда Димаса?
3.Любимая музыкальная композиция у руководителя информационным пространством Паши?
4.Номер машины директора лагеря?
5.Сколько окон в южном, западном и восточном корпусах?
6.Сколько шагов от актового зала до столовой?
7.Сколько в связке ключей у заместителя по хозяйственной части Надежды Васильевны?
8.Размер обуви у инструктора по спорту Ивана?
9.Какие учебные заведения заканчивала организатор досуга Елена?
10.Узнать часы работы медицинского корпуса?

После игры «Тайная разведка» командор отправляется вместе с городом – отрядом на экскурсию по территории республики.

Знакомство детей с сотрудниками лагеря происходит либо во время экскурсии (тогда об этом с сотрудниками необходимо договориться заранее), либо же на общелагерном сборе знакомства, где происходит знакомство с администрацией, службами и отдельными сотрудниками (повара, врачи, технические работники, администраторы и др.).
 Написать дополнение к материалу
Вы можете дополнить этот материал, для этого вам необходимо авторизоваться...
АвторизацияРегистрация
Ссылка на публикацию
 
Голосов: (+6)   
Опубликовал: Доцент | Просмотры: 23855
Другие материалы
Смотреть ещё...