Ниже, мне хочется привести мнения ребят вожатых, на которые я наткнулся бродя по вожатским страницам Рунета, о том... Думаю что продолжать нет надобности, а вот прочесть будет полезно...
Саша Аверьев:
Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но так сложилось, что в лагере Волна они получили свою особенность (Благодаря Лене Б., о чем будет написано ниже), очень отличающие их от других. Сначала (до 1995 года) отрядные уголки представляли из себя лист ватмана формата А1 и какая-то мазня на нем (иногда, правда, очень хорошая), включающая в себя название отряда, список, поздравляю и позор (сейчас даже не верится, что это все может поместиться на одном ватмана).
Но тут Лена Бодаданова решила, что это все как-то скучно (а стояла она на одном из младших отрядов) и решила это все как-то изменить, взяла с собой в лагерь книжку Волшебник Изумрудного города. А тут еще на детской медкомиссии перед лагерем Наташа Борисова (представительница Старой гвардии) углядела в коридоре огромный рулон бумаги (шириной метра 2) и уговорила Людмилу Серафимовну (ныне председатель профкома, а тогда заместитель) взять его в лагерь.
И вот с огромной бумагой, книжкой Волшебник Изумрудного города и главное богатой фантазией и неистощимой энергией Лена Б. взялась рисовать. И получился этот отрядный уголок на всю стену. И так это всем понравилось, что со следующей смены почти все отряды решили своим долгом повторить это (дай бог бумаги было много). И вроде бы у всех получилось неплохо, но Леночка вместе Лешей Ц. пошли дальше и сотворили новый шедевр отрядного уголка "Дельфин и русалка".
И с тех пор отрядные уголки в лагере получили новую жизнь и, естественно, выработались определенные традиции:
- Отрядный уголок обязательно должен полностью занимать все стены в холле;
- Соответственно профком должен каждый год обеспечивать необходимым количеством бумаги (а то как-то пришлось рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками (а то у Нины Дмитриевны запасы не бесконечны);
- Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, - Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;
- Рисуется в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);
- Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты (а то вам так влетит по шапке от профкома), а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);
- В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая то его часть может понадобиться Насте для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.
Отрядные уголки могут быть разными:
- красочными и красивыми (как правило у младших отрядов);
- краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);
- весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);
- очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);
- долгорисуемыми (как, например, у Пети: он заканчивал рисовать свои уголки в конце смены, и это был обязательно корабль, правда, получалось очень красиво);
Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:
- простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);
- со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);
- напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);
- очень величественными (Весы Человечества);
- а так же название, придуманные самими детьми (очень редко).
Вот вроде бы и все, Всего вам доброго, дерзайте!
Леша Фоменко:
Попробую провести анализ этой части работы вожатого. (Пишется на основе опыта работы с детьми 12-14 лет) Прежде всего надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:
1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.
2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.
3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.
4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).
Теперь поподробнее. Что именно нужно офорлять? В моём случае это были две стены размером 2.5*7 метров. Согласитесь, много пространства. И заполнить хотелось все. Конечно не так, чтобы стен не было видно вообще, но и лепить листок А4 на 1 кв.м. тоже не дело.
Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течении смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению.
Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."
Отдельно хочу пройтись по обязательным пунктам.
- План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.
- План на смену - тоже самое, но для долгорочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.
- Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей. Видели бы вы радость и гордость команды девчёнок, когда они победили в пионербол 4-ый отряд, находясь в 6-ом. Праздник был всеобщий!
- Позор - надеюсь, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.
- Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями похуже (по крайней мере я их никогда не запоминаю, всегда по имени обращаюсь).
И второй вариант: раздельный список.
Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому прдобном рисунке. Уже хорошо, есть что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка было заведено своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.
Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.
В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру сетку шахматного турнира, или соревнования по армреслингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.
Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения исскуства, на которые хочется смотреть снова и снова.