Методические рекомендации старшим вожатыми педагогам-организаторам по формированию и развитию лидерских качеств школьников
Одна из проблем – воспитание настоящих лидеров-школьников, способных содействовать, а не препятствовать созданию условий для формирования личностной цельности обучающихся, их сознательному мировоззренческому выбору и поведенческому стереотипу
Лидер - ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства, именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, «завести» окружающих, поднять настроение.
В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны:
лидеры-организаторы (способные организовать группу для выполнения заданий),
лидеры-генераторы эмоционального настроя (обладающие способностью влиять на эмоциональный настрой обучающих, побуждать или гасить у них желание участвовать в общем деле),
лидеры-инициаторы (обладающие фантазией, ассоциативным мышлением, способные придумать идеи различных проектов и инициатив),
лидеры-эрудиты (являющиеся авторитетом в той или иной области учебно-образовательной деятельности),
лидеры- умельцы (обладающие различными профессиональными навыками, например, владеющие компьютерными технологиями или швейными навыками и т.д.)
Направления работы с лидерами д/о
САМОПОЗНАНИЕ.
«Быть интересным самому себе, чтоб стать интересным людям»
Включает:
представление о лидерстве
о качествах лидера
об основах управления людьми, группой
о своем потенциале лидера
об основах психологии лидера и группы
о способах изучения и развития лидерских качеств
умения и навыки:
проявлять интерес к изменениям в мире, в самом себе, людях
вести дневник роста
самотестирование, производить анализ результатов
разрабатывать проекты самовоспитания, самообразования
работать с литературой
участвовать в работе группы
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
«Встань там, откуда тебя хорошо видно»
Включает:
представление о сферах применения знаний о лидерстве
о великих людях – лидерах науки, литературы и искусства
о свойствах личности, способствующих развитию лидерских качеств
о различных профессиях, где необходимы лидерские качества
умения и навыки:
искать, находить или создавать возможности для реализации своих интересов, склонностей
извлекать уроки из опыта других людей
развивать свои интересы
создавать деловые проекты
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
«Знаю, умею, делаю»
Включает:
представления о высших результатах или критериях оценки мастерства в том ином виде деятельности, области знаний
о сложности человеческих отношений
умения и навыки:
владеть практическими умениями и навыками в каком – либо виде деятельности
публично представлять свое мастерство, знания
обозначать дальние и ближние перспективы своего развития и роста
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
«Нет цели – нет деятельности»
Включает:
знания о цели, задаче, их соотношении
о целеустремленности
этапы целеполагания (поиск цели, оценка альтернатив, выбор цели, поиск средств достижения цели )
о видах целей
Умения и навыки:
Разъяснять цели своей деятельности
определять цель, выделять задачи
определять иерархию целей
выбирать оптимальные средства реализации целей
сравнивать конечный результат с исходной целью
ПЛАНИРОВАНИЕ
«Планирую, проектирую, программирую »
Включает:
значение планирования своей деятельности по достижению целей
знание о видах планов
о этапах разработки планов
о средствах достижения целей
Умения и навыки:
Разбивать работу на части, распределять время
Подбирать ответственных помощников
Фиксировать план в удобной для работы форме
Контролировать процесс выполнения плана
Корректировать планы
ОРГАНИЗАЦИЯ
«Организую = довожу дело до конца »
Включает:
• мотивация, ее значение
• контроль, виды контроля
• закономерности управления работой команды
• искусство делового общения
• о мастерстве оратора, ведущего
Умения и навыки:
распределять поручения
доводить задуманное до конца в срок и добросовестно
побуждать к деятельности себя и других
проводить совещания
контролировать работу команды
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Оценить сделанное – сравнить замысел с результатом»
Включает:
• Цели оценочной деятельности
• О способах организации оценочной деятельности
• Этика оценочной деятельности
Умения и навыки:
сравнивать цель с полученным результатом
выявлять причины расхождения
анализ работы команды и своей
делать выводы
давать оценку и самооценку
Цели работы совета лидеров: Формирование лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Задачи работы совета лидеров
• Развить представление о лидерстве, о качествах лидера, о своем потенциале лидера, об основах управления людьми, группой, об основах психологии лидера и группы, о способах изучения и развития лидерских качеств
• Выработать навыки самотестирования, производить анализ результатов
• Разрабатывать проекты самовоспитания, самообразования
• Дать представление о сферах применения знаний о лидерстве
• Создавать деловые проекты
• Искать, находить или создавать возможности для реализации своих интересов, склонностей
• Иметь представления о высших результатах или критериях оценки мастерства в том ином виде деятельности, области знаний
• Выработать умение публично представлять свое мастерство, знания
• Обозначать дальние и ближние перспективы своего развития и роста
• Развить навыки целеполагания, планирования, организации и оценочной деятельности
Формы работы с лидерами
Совет лидеров
Учеба лидеров
Содержание деятельности
Информационный, организационный, аналитический характер
Включение детей в управление жизнью своего коллектива, формирование у них навыков целеполагания, анализа, развитие личностных качеств
Методы работы
Планирование, обсуждение, анализ, рейтинг, обмен опытом…
Тренинги, беседы, упражнения, целевые игры, диспуты, круглые столы…