Дни проведения |
Форма огонька |
Проведение огонька (идея) |
Что дает эта форма огонька |
примечания (уровень отряда) |
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА |
3-4 день смены |
Рассказ – эстафета |
Передача предмета по кругу, говорит тот, у кого находится предмет |
Выговаривание сидящих в кругу
по типу: «Все говорят, а чего бы и мне сказать». Работает система
закручивания всех в разговор. |
Уровеь отряда любой |
Пакет откровений |
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами |
Раскрытие личности с необычной стороны, проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопрос |
Музей любимых вещей |
Рассказ идет не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке |
Развитие образно - ассоциативного внимания участников огонька. Возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. |
2-3 день смены |
Гороскоп |
Гороскоп по группам – знакам зодиака. Перед выступлением детей вожатый дает краткую характеристику каждому знаку |
Необычность характеристики детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. |
Уровеь отряда любой |
3-5 день |
«Фонарщик» |
Эмоциональное представление
легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого в руках фонарь.
Фонарь передается по свободному выбору. |
Определяет умение выбирать, выделять для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогрупп. |
Уровень отряда высокий |
Вариант: Букет цветов |
В каждом цветке – вопрос. Высказывающий дарит цветок другому по выбору |
2-3 день |
Памятный день |
Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркий день или случай из жизни |
Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам |
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА |
8-10 день |
Анализ оргпериода |
Ответ на вопросы: Что хотели?
Что получили? При проведении огонька могут быть использованы некоторые
формы конфликтных огоньков |
Фиксация перехода от пассивной
позиции жизни в отряде к активной. Начало блока обучения З.У.Н.,
связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни (после
событий). |
Уровень отряда любой |
Цепочка |
Один говорит одну – две фразы,
связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом
сидящий продолжает этот разговор |
Игровая форма огоньков,
работающая на концентрацию внимания, получения большого количества
информации, кратковременность проведения |
Машина времени |
Игра – отправление в будущее.
Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята
рассказывают о предстоящей неделе, как будто они ее прожили |
Образно-ассоциативное развитие
детей, закрепление навыков построения перспектив, творческих подходов.
Вожатый может выделить для себя основные проблемы, волнующие детей. |
Финиш смены |
Отряд для меня |
Каждый участник отвечает на вопрос: чем стал для меня отряд? |
Осмысление детьми прожитого в лагере, в смене. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни |
Свечка (анализ дня) |
Рассказ – эстафета, передача предмета по кругу, у кого предмет, тот высказывается по дню, затем передает предмет |
Высказывается каждый ребенок.
Этот способ заставляет задуматься над темой высказывания каждого
ребенка, но принцип добровольности высказывания не нарушается. |
Свободный микрофон |
По очереди высказываются желающие в свободном режиме, по вопросам, анализирующим жизнь отряда за день |
Быстрый эмоциональный анализ
дня и ситуаций. Появится возможность самореализации ребенка, укрепление
его в отряде как личность |
10, 16 дни |
Круг молчания 1
Круг молчания 2 |
Все сидит в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом в центр.
Все сидит в помещении. Говорящий садится в круг. |
Напряженность обстановки
провоцирует эмоциональные выплески, снимает личное эмоциональное
напряжение. Происходит снятие конфликта в отряде. В обоих огоньках
«круг молчания» создается элитностью говорящих, в число которых
втягивается остальная часть отряда |
Наедине с собой |
Говорящий выходит в круг к свечке |
Путем использования свеч, достигается эффект одиночества. |
Разговор со свечкой |
Говорящий выходит за круг к свечке |
Ситуация, в которой человек
может вслух высказать мысли «скребущие» душу – крик души… Акцентирование
внимания на проблемах, возникающих в отряде. |
ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (Адаптационные) |
|
Позиция |
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его практического конструирования. |
Обыгрывается ситуация на
«вживание» ребенка в социум «большой земли» не теряя своих положительных
качеств, полученных или закрепленных в лагере |
Уровень отряда средний, высокий |
Самый последний разговор |
Живой уголек |
В руках у говорящего свеча,
дымящаяся ветка – «живой уголек». После того, как желающие выскажутся,
«живой уголек» передается следующему. Огонек дополняется традициями
прощания. |
Снятие эмоционального напряжения. Связанного с прощанием. Огонек позволяет подготовить детей к расставанию. |
Уровень отряда любой |
Финальный огонек (после ЛЗС) |
Расскажи мне обо мне |
О каждом участнике огонька
высказывают свое мнение два – три человека, по выбору того, о ком идет
речь. Действует принцип «свободного микрофона». |
Взгляд со стороны на систему
деятельности и поведения ребенка дает ему возможность корректировать эту
систему в дальнейшем. |
|
Я, как в зеркало, смотрюсь в людей |
В помещении, где проводится
огонек, создается эффект зеркала (при помощи свечей, оформления).
Говорящий и сидящий находятся в креслах друг против друга |
Достигается концентрация внимания на диалоге. |
Уровень отряда только высокий |
|
Разговор с попутчиком |
Заданная ситуация: закончилась смена, вы едите домой и рассказывайте попутчику о жизни в лагере |
Снятие отрицательных эмоций и закрепление положительных, полученных в лагере |
Уровень отряда любой |
|
Анализ дня по микрогруппам |
Обсуждение дня по микрогруппам, после этого от каждой микрогруппы говорит один представитель |
Решение вопросов: «+» и «-» дня и дел, причины и что с этим делать, как это можно сделать по-другому |
Уровень отряда средний |
ОГОНЬКИ ОТКРОВЕНИЙ (Конфликтные) |
Пользоваться конфликтными
огоньками нужно очень осторожно! При выходе из конфликта, внутри огонька
требуется провести игры на доверие, оптимизацию общения, выводящие
эмоции детей на положительные |
8-11 день смены |
Письмо к другу |
Участники огонька «пишут» вслух письмо другу, родным (принцип ведения пед.дневника |
Переключение внимания с себя на
окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии, понимании,
возникновение потребности друг в друге |
Уровень отряда любой |
Разговор с игрушкой |
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке |
Дополняется воздействие на тактильность, кинестетику ребенка |
Последняя неделя |
«Я не понимаю» |
Бессистемное распределение
участников огонька в помещении. Каждый ребенок может подойти к любому
участнику огонька с вопросом, начинающимся с фразы: «Я не понимаю,
почему…?» |
Предъявление требований с
позиции более глубокого проникновения в мировоззрение другого человека.
Налаживание контакта, выход на один уровень |
Разговор в темноте |
Рекомендуется проводить в холле
при отсутствии света (в полной темноте). Дети в расслабленном состоянии
(лежа на матрацах), разговаривают о наболевшем. |
Эффект эмоциональной разгрузки
(очищение от отрицательных эмоций). Выход детей на самостоятельное
решение проблем, возникающих в отряде |
«Электрический стул» |
Один из участников огонька
сидит спиной к аудитории. Остальные пишут анонимные записки с краткой
характеристикой этого человека, которые потом зачитываются вожатыми (с
небольшой корректировкой) |
Дает возможность узнать оценку
поведения того или иного ребенка членами отряда (без амбиций, обид,
оскорблений), оценку его личностного достоинства |
Уровень отряда высокий |