Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это ваши самые старшие дети. Это ваша опора и одновременно самая большая головная боль.
Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, могут стать и становятся первостепенными.
В этом возрасте молодой человек формирует:
1. Самосознание - целостное и эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков;
2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно - теоретическому мышлению;
3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и личностную оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.
Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
Становление самосознания в этой временной период происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира - в этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «Я»;
2. Начало понимания конечности своего существования, что заставляет задуматься над смыслом жизни, о своих перспективах, о будущем;
3. Формируется целостное представление о самом себе;
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Л.Д.Столяренко подчеркивает, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.
Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным.
На стадии ранней юности молодые люди активно формируют представления о себе самом. Для того чтобы помочь им в личностном самоопределении, мы предлагаем им воспользоваться следующей методикой.
1. Предложите молодому человеку проверить, что он (она) знает о себе. Для этого необходимо нарисовать следующую схему. В центре ее ставится собственное «Я» и предлагается ответить на ряд вопросов, раскрывающих образ этого «Я».
2. Теперь, предложите оглянуться вокруг себя и нарисовать другую схему.
3. После ответов на предложенные вопросы, молодому человеку необходимо внимательно и критически проанализировать все ответы. Возможно, в них с вашей помощью, ребята найдут причины собственных конфликтов и неудач, раскроют возможные перспективы личностного роста.
В завершении, хочется пожелать, будьте внимательны и искренни в отношениях с детьми. За специфической формой поведения подростков не бойтесь искать истинные мотивы их поступков.