Виды огонька определяются вожатым ситуацией:
- Огоньки знакомства
- решение индивидуальных проблем, связанных с пребыванием во временном коллективе, новые условия жизни
- Конфликтные огоньки
- решение межличностных групповых конфликтов в критических точках смены
- Огоньки адаптации
- психологическая подготовка личности ребенка к плавному введению в макросоциумную систему
- Огоньки анализа
- обучение и закрепление у ребенка навыков психологической оценки ситуации и анализа проведенных дел
- Тематические огоньки
- разговор, акцентирующий внимание на одной из тем, волнующих детей, поддерживающих логику дел отряда.
Уровень отряда определяется вожатым субъективно.
В первом огоньке должны присутствовать:
1. Рассказ о традициях огонька, откуда он появился,
2. Рассказ об орлятском круге,
3. Рассказ об огне,
4. Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут).
Чего не должно быть:
- Огонек не должен быть затянутым.
- Нельзя пить чай.
- Вожатым запрещается давать оценку сказанному.
- Обезличивать сидящих в кругу.
Огонек – это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя.
Задачи огонька:
- научить коллективно анализировать.
- Научить ребят общению.
- Воспитать культуру общения.
Условия, необходимые для проведения огоньков:
- все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,
- наличие живого огня,
- создание эмоционального настроя,
- разговор в полголоса.
Темы и схемы проведения отрядных огоньков
Огонек знакомства «Для чего горит моя свеча»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере.
Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.
Реквизит: стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька; свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра); оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление; гитара.
Возраст: средний и старший школьный возраст.
Ход: Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька, историей его появления (легенда об огоньке). Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере).
По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече( рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой…
Зажигается отрядная свечка.
Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены).
Заключительное слово и песня в подарок.
Вожатые уводят ребят.
Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}
Паутинка
Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему рубенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п.
Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.