.
 Всем, всем...
!
23.05.09
Кризисные моменты и ситуации
Кризис - несоответствие между возможностями и желаниями. Может или затянуться и превратиться в конфликт, или человек выйдет на новый уровень развития т.е. качественный скачок после количественных накоплений. Бояться не нужно, нужно управлять. О кризисах есть много теорий. Одна из них говорит о том, что кризисы совпадают с рядом чисел Фибаначчи (ряд чисел где каждое последующее число есть сумма двух предыдущих): 1,2,3,5,8,13,21,34,55 - и сначала. Кстати, если присмотреться, то и жизнь человека идет по этим же числам. Точно такие же кризисы происходят в лагерной смене (в днях), и в жизни клуба (в годах).

1-2 день. (Личностный уровень) В этот период ребенок видит только себя, его волнуют безопастность, место, еда, расставание с домом, неопределенность.
- если все хорошо - "выглядывает наружу".

3-4 - очень сильный кризис. Ребенок, поняв, что кровать у него есть, начинает замечать окружающих. начинается выстраивание отношений и иерархии. И не всегда в его пользу. Возможен конфликт, если детям не предоставляется возможность проявить себя (хоть в чем-то, хоть "кто дальше плюнет" ) т.е. если вожатый продолжает жестко лидировать. Ребенок должен найти свою "нишу", где он будет лучше остальных, и мы должны ему в этом помочь. Кстати в этот период дети пишут много "слезных" писем домой, о которых потом и не помнят. Лучше их от этого удержать. И еще нужно много интересных дел на общение в этот день. Отряд начинает позиционироваться единым коллективом, в котором каждый должен занять определенную «нишу». Особенность заключается в том, что на этом этапе не группа принимает ребенка, а он сам должен заявить о себе, продемонстрировать некую уникальность своей личности. Соответственно требуются любые игры, мероприятия, КТД, где ребенок может почуствовать именно себя звездой, и обязательно разноплановые, ведь один эрудит, другой рукодельник, третий спортсмен, поэтому деятельность как можно разообразнее.
- в случае успешного прохождения кризиса, ребенок выходит на следующий уровень - микрогрупповой.

8-9 день. (Микрогрупповой уровень). У детей возникает вопрос: Как, почему, зачем все это делается? Если вожатый не вводит в программу, то он провоцирует конфликт. Также ребенка могут не устраивать отношения в группе. Это также период созидательной деятельности, у ребят активное желание сделать что-то самим, если не дать возможности произойдет конфликт. Ну тут уж конечно активизация ЧТП, ну а на лагерь запускаем игру ролевую, веревочный курс и т.д.

8-10 день Возможен конфликт между мальчиками и девочками. (т.е. уже новый под-уровень). Можно устроить праздник, бал, подарки друг другу, костерчик какой-то где костровое мальчики делают, а девочки сюрприз.

13-16 день. Кризис! Точка передачи власти от вожатого детям. Но возможны трудности:
Дети уже готовы выйти на уровень самостоятельной активности и работы, но лидер продолжает подавлять;
Обратное - нежелание или неготовность ведомого взять на себя навязанное ему лидерство.

Конфликт возникает при неготовности ведущих ребят и педагогов занимать позицию консультантов. Необходимо совместное дело, на котором ребята смогли бы поверить в свои силы и самоутвердиться.
- начало выхода на группу ( естественно, при нормальном развитии ).

21 день. ( Групповой уровень ). Возможен сильный конфликт!!! Он возникает, если лидер (вожатый) не дает ведомому возможности самореализации или им не были сформированы условия для работы. Дети уже надоели друг другу. Им "тесно" и нужен выход на следующий уровень. Можно , например, разослать их по дружине проводить социологический опрос.
- выход на дружину ( макрогрупповой ).

28-30 день. Точка выбора ведомого между ростом и торможением. Выход к решению новых задач или закреплению уже достигнутого. Во многом все это зависит от позиции и направленности вожатого.
- выход "в люди", новый уровень, новый набор..

Кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе

Лагерная жизнь такова, что, независимо от ваших усилий, через какое-то время для иных ребят наступают кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе.

Первый — «пик трудности» — приходится на 3–4-й день пребывания и выражается в конфликтности ребёнка. Не обостряйте эту ситуацию: постарайтесь быть с ним мягче, внимательнее.

Второй — «пик привыкания» — наступает на 13–14-й день. Детям уже ничто неинтересно, они проявляют равнодушие к занятиям, к поручениям. При планировании учтите это и на эти дни наметьте наиболее интересные дела.

Третий — «пик усталости» — наступает перед концом смены. Многие ребята устают жить в большом и шумном коллективе. Это время может нести повышенную конфликтность. Совет здесь один — больше игр, спортивных соревнований, там, где возможно, — плавания.

К концу смены устают не только дети, но и вожатые, особенно если это последний летний месяц. Поэтому советуем вам в конфликтных ситуациях обратиться за помощью к коллегам: кратко обсудите ситуацию, распределите роли. Коллеги дополнят ваши действия, играя поддерживающую роль. В ситуациях, угрожающих безопасности воспитанников, безопасность получает приоритет. Очень важно вовремя обратиться за помощью в подобной ситуации либо к коллегам, либо даже к ребятам. Если, например, во время драки в отряде присутствуют и другие воспитанники, попросите того, кто обладает авторитетом, помочь вам утихомирить драчунов.

Снижают напряжение звуки голоса, тон, визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо — как сигнал к спокойствию, существенную роль при разговоре играет ещё и разница в тоне и скорости речи. Когда голос понижается, коммуникация становится менее категоричной. Педагоги, заканчивая свою просьбу, распоряжение «весомой точкой», дают понять, что они считают их исполнение само собой разумеющимся.

Движения воспитателей должны быть предсказуемыми, точно рассчитанными. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. В конфликтных ситуациях возникает естественная потребность быстрее передвигаться, резче и быстрее говорить. Но спокойствие легче установить нарочито замедленным темпом речи и движений. Существуют определённые движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию, к примеру, поднятая кверху или вытянутая вперёд рука.

Все подростки испытывают потребность в физическом контакте. Но они хотят контактов в разных ситуациях по-разному. Определить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие — нет, поможет педагогическая интуиция, да и сама ситуация.

При кризисной ситуации естественным будет сдержанность в физических контактах.

Если вы станете свидетелем неадекватного поведения подростка или группы их, знайте, что лучший способ остановить такое поведение — не говорить длинные предложения, не повышать голос, ваше поведение в этой ситуации должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена к минимуму.

Дальше следуют этапы короткого наставления: вступите в контакт с подростком, назовите адекватное поведение в данной ситуации. Скажите подростку что-то положительное, хотя бы о том, чем он занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное. Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт, как правило, затруднено. В таком случае лучше всего обозначить своё чувство. Например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?», при этом лучше использовать невербальные сигналы, снижающие напряжение; не отвлекаться от темы, косвенно подсказывая подростку следующий шаг его действий.
 Написать дополнение к материалу
Вы можете дополнить этот материал, для этого вам необходимо авторизоваться...
АвторизацияРегистрация
Ссылка на публикацию
 
Голосов: (+29)   
Опубликовал: Доцент | Просмотры: 9807
Другие материалы
Смотреть ещё...