Условия игры: Отрезок какой-нибудь лесной дороги будет считаться "железной дорогой”. Отряд делится на две партии. Одна партия защищает эту железную дорогу, а другая - стремится взорвать ее - положить на дорогу мины.
Длина "железной дороги” зависит от числа участников, а также от характера леса, в котором происходит игра. В среднем надо считать на каждого человека 30-40 м.
Таким образом, если дорогу охраняют 6 участников, то участок дороги, который они должны охранять, будет равняться двумстам метрам. В густом молодом лесу надо давать на каждого часового меньший участок пути. Особенно, если почва вокруг дороги позволяет бесшумно подкрадываться.
Лучше всего, чтобы число нападающих и число обороняющих было одинаковым.
Ход игры: Нападающие стремятся незаметно подкрасться к дороге и подложить "мину”. Нападать можно со всех сторон. Мина состоит из двух палочек, которые нападающий должен положить на дорогу в виде буквы "Т”.
Хорошо, если эти палочки сделаны заметными - снята кора или вырезаны на коре знаки.
Более сложный способ заключается в том, что мина состоит из трех палочек, которые должны быть положены на дорогу в виде равностороннего треугольника. Такой вид мин хорошо употреблять в игре, когда на каждого человека приходится большой участок дороги.
Отрезок лесной дороги, которая является "железной дорогой”, отмечается по концам ветками или камнями, чтобы эти границы были хорошо видны.
Обороняющие дорогу стремятся запятнать нападающих - прикоснуться рукой. Пятнать можно на 20 м во все стороны от дороги. Запятнанный считается убитым и больше не принимает участия в игре.
Надо следить, чтобы он не помогал своим товарищам, производя шум или отвлекая внимание часовых разговорами. Каждый нападающий может подложить неограниченное число мин, но не одновременно. Подложив благополучно мину, он должен уйти из опасной зоны (более 20 м от дороги) и изготовить новые палочки или получить от руководителя. После этого он имеет право снова пытаться положить новую мину.
Игра продолжается обычно 1 час. При недостатке времени можно ограничиться 45 минутами, но не меньше (оптимально - 1,5-2 часа. Тогда можно провести игру два раза, так что каждая партия будет один раз нападающей и один раз обороняющей дорогу).
Оценка в этой игре может быть простая и сложная.
Простая заключается в том, что одна подложенная мина равняется одному убитому нападающему.
Сложная оценка учитывает, как была поставлена мина. При этой оценке каждый убитый нападающий дает обороняющей партии два пункта.
- Мина, поставленная так искусно, что обороняющие не видели нападающего ни до постановки мин, ни после, дает нападающим три пункта.
- Мина, поставленная так, что нападающего не видели до постановки мины, но видели убегающим - дает нападающим два пункта.
- Мина, поставленная так, что обороняющие видели нападающего еще до постановки мины, дает нападающим один пункт.
При этом следует отметить, что нападающий, которого заметили уже на дороге, считается незамеченным до постановки мины.
Эта оценка более справедлива и интересна, но ее можно употреблять только в том случае, когда участники приучены к честному поведению во время игр.
Руководитель не может видеть всю дорогу и решать, как была поставлена каждая мина. Надо обратить внимание на то, что в этой игре руководитель видит работу участников, может составить себе впечатление, какие участники лучше работают в нападении и какие в обороне.