По материалам из лекций доктора медицины, профессора психиатрии Центра медицинских наук при Университете Колорадо, консультирующего психиатра Национального центра предупреждения и лечения злоупотребления и плохого обращения с детьми - Б.Ф. Стила...
Сексуальным злоупотреблением мы называем вовлечение зависимого, незрелого с точки зрения развития ребенка в сексуальную активность, смысл которой он еще не может полностью постичь, без учета стадии психосоциального сексуального развития, на которой он находится. Сексуальное злоупотребление в детстве очень разнообразно, оно может иметь место в любом возрасте, начиная с младенчества и до подросткового возраста включительно, с разными членами семьи, родственниками или чужими людьми. Это может быть одиночный, изолированный инцидент или же часто повторяющееся событие в рамках отношений, длящихся годами.
Злоупотребление может быть гомосексуальным или гетеросексуальным как с девочками, так и с мальчиками, и включать в себя все что угодно, начиная с ласк и заканчивая завершенным генитальным актом или вариациями орального и анального контакта. Это может делаться с некоторой степенью любви и нежности или сопровождаться словесными угрозами и физическим насилием.
Все эти переменные влияют на то, какое значение будет иметь для ребенка этот сексуальный опыт и как он вплетется в его психическое развитие и повлияет на его дальнейшее поведение (Steel & Alexander, 1981). Однако сексуальное происшествие само по себе не является единственной, простой и непосредственной причиной возникающих трудностей.
Почти все люди в раннем возрасте имеют стимулирующие сексуальные контакты, варьирующиеся от направляемых любопытством исследовательских действий маленьких мальчиков и девочек дошкольного возраста и до нерешительных, но более целенаправленных экспериментов у подростков и юношей. Такие сексуальные контакты, происходящие по обоюдному согласию, представляются скорее образовательными и способствующими росту, а не травматичными, особенно если за ними не следует суровое наказание, и они не сопровождаются выдумками о страшных последствиях.
Несчастье происходит тогда, когда сексуальная деятельность подстрекается человеком более старшего возраста и превосходит способность ребенка осмыслить возникающие аффекты и конфликты или эмоционально справиться с ними. Это не обговоренная активность между равными, она, скорее, носит характер эксплуатации и больше направлена на удовлетворение преступника, чем ребенка-жертвы. Чем больше превосходства и насилия демонстрирует преступник, как в крайних ситуациях изнасилования, тем более очевидны эти эксплуатация и пренебрежение.
Однако даже при изнасиловании разрушительные последствия представляются в большей степени вызванными насилием со стороны преступника и относительной беспомощностью жертвы, чем просто сексуальными аспектами нападения самими по себе. Даже в более "мягких" случаях сексуального злоупотребления, то есть там, где элементы насилия, силы или жестокого пренебрежения чувствами ребенка не так бросаются в глаза, степень тяжести травмы связана с расхождением между интенсивностью пагубных стимулов и способностью Эго ребенка к совладанию.
Сексуальный опыт не является изолированным событием на нейтральном, нормативном фоне, это происходит в общем контексте психологического развития ребенка и изменяющихся, сложных семейных взаимодействий. Предшествующий семейный опыт сильно влияет на то, как ребенок сумеет справиться с эпизодом злоупотребления.
Качество отношений, существующих между ребенком и заботящимися о нем лицами и между ребенком и обидчиком, играет столь же важную роль, как и сам сексуальный акт - и даже еще более важную - в развитии последействия. Дети могут быть особенно уязвимы перед таким злоупотреблением, если они чувствуют себя одинокими и им недостает адекватной заботы дома; они с готовностью реагируют на интерес и расположение со стороны других людей