Регулируем гриф гитарыИтак перед нами гитара, с чего начать. Прежде всего, чтобы слышать от гитары не адскую катафонию, а приятные звуки ее надо настроить. Но еще раньше нужно убедится на каком расстоянии находятся струны над 12 ладом гитары. Для чего это надо? Если струны будут слишком подняты над грифом, вам прийдеться прибегать к чрезмерному усилию для того чтобы прижать их к ладам, а это отобьет охоту от игры у любого, тем более у начинающего. После нескольких аккордов на такой гитаре у вас не останеться сил в пальцах, чтобы достаточно плотно прижимать струны к ладам и вместо чарующих звуков мы будете иметь глухое дребезжание. Однако и слишком низко струны нельзя опускать. В этом случае при игре струны во время вибрации будут задевать соседние лады и в момент удара по струнам будет слышан вибрирующий призвук. Следует отметить если гитара у вас старая(досталась по «наследству» от дяди Толи или от Сашки из соседнего подъезда) и на ней много играли то на ее ладах (в-первую очередь первых трех) образуются выемки от трения струн. В таком случае практически нельзя найти золотую середину по высоте струн над грифом . Ставишь на рекомендуемый уровень получаешь все тот-же дребезжащий призвук за счет того что струна прижатая в выемку оказывается слишком низко к соседнему ладу и естественно при вибрировании задевает его. Чтобы этого избежать этого приходиться неестественно высоко поднимать струны ,вследствие чего имеем проблемы описанные выше. Так что при покупке гитары с рук имейте это в виду. Если у вас даже при оптимальном положении струн пальцы рук всего не выдерживаю дольше одной композиции, тогда вам можно порекомендовать нейлоновые струны. Кстати именно нейлоновые а не металлические струны считаються эталоном для классической гитары. Но найти хороши нейлоновые струны очень трудно, да и для аккомпанемента они звучат не очень выразительно. Лучше использовать металлически струны среднего натяжения. В принципе для наших целей подойдут и недорогие струны для акустической гитары, которые можно купить в любом специализированном магазине. Один совет из практики – ставя новые струны на гитару не пытайтесь сэкономить время и силы продевая всю струну в отверстие для закрепления и натягивая их на 2-3 оборота оставляя при этом длинный конец струны. В этом случае при игре струны вибрируя будут постепенно ослабляеться из-за плохого зацепления на колках и соответственно нарушать строй гитары. Лучше добросовестно намотать весь конец струны на валик. Ну и естественно не забываем про порядок подвода струн к колкам: первая струна к нижнему ближнему к корпусу колку, шестая к верхнему ближнему к корпусу колку, вторая к среднему нижнему колку и т.д. – логика надеюсь понятна. И еще о грифе. На некоторых дешевых гитарах иногда бывает такой эффект, что во момент удара по струнам верхняя дека резонируя ударяется о кончик грифа издавая глухой звук и это при том что на первый взгляд расстояние от деки до грифа довольно приличное. В этом случае между декой и нависающей частью грифа можно проложить какой-нибудь гасящий материал(свернутый до необходимой толщины кусок изоленты). Чуть не забыл: для регулировки грифа используется ключ или отвертка в зависимости от того чем этот самый гриф прикреплен к корпусу гитары.
Как настроить гитаруИтак гриф отрегулировали, теперь нужно настроить гитару. Если вы не Моцарт то для этого вам понадобиться какой-то эталонный источник звука с известной заранее частотой. В общем то для этих целей приминяеться камертон – такая металлическая штуковина напоминающая вилку вставленная в резонирующую подставку(ну видели наверное). Использовать лучше камертон на 440 Гц (нота Ля первой октавы), что соответствует высоте звука издаваемого первой струной прижатой на 5 ладу. Но если у вас камертона нет, а у большинства нормальных людей его как раз и нет:-), то можно поступить по другому:
1. Можно использовать пианино или рояль(естественно не откровенно растроенные). Находим на них ноту Ля или Ми первой октавы(спрашиваем у знающих людей, либо смотрим в каком нибудь самоучителе по пианино где на клавиатуре инструмента находиться эта нота). Вот в унисон этим звукам и нужно будет настроить первую струну гитары на 5 ладу для ноты Ля или на открытой струне для ноты Ми.
2. На худой конец можно использовать какой-нибудь МИДИ-секвенсер(программа такая для написания музыки). Поставить там нужную ноту и задать ей инструмент пианино(более чище звук чем у гитары) и зациклив воспроизведение настраивать в унисон струну гитары.
Если такой программы у вас нет либо не хочется с ней заморачиваться выкладываю файлы в формате MIDI и MP3. Открыв эти файлы в любом плерее, вы сможете по ним настроить гитару, точнее первую струну, вторая струна настраиваеться по первой, третья по второй и т.д. Ни в коем случаее не настраивайте гитару отдельно по каждой струне в унисон стороннему звуку. На основе стороннего звука - камертона либо др. источника следует настраивать только первую струну, остальные струны гитары настраивайте только по нижележащим струнам - только тогда вы получите аккорды с точными(хотя бы приблизительно) интервалами.
MIDI звуки ноты Ля и Ми первой октавы, которые соответствуют прижатой на 5 ладу и открытой первой струне соответственно
Нота Ля для настройки гитары
Ля Нота Ми для настройки гитары
Ми
MP3 звуки ноты Ля и Ми первой октавы, которые соответствуют прижатой на 5 ладу и открытой первой струне соответственно
Нота Ля для настройки гитары
Ля Нота Ми для настройки гитары
Ми
Вообще-то точного совпадения высоты звука первой открытой струны гитары именно ноте Ми необязательно, лишь бы он был где-то в этом районе, поэтому многочасовые прислушивания и настраивания пустая трата времени, по крайней мере на первом этапе. А вот настройка остальных струн должна быть четкой – если вторая струна на 5 ладу не будет звучать в унисон открытой первой(тоже и для остальных струн) то никакого строя гитары не будет и вместо благозвучных аккордов будем иметь диссанирующии звуки. Хотя и здесь нельзя добиться точного унисона по определению. Дело в том, что современный музыкальный строй из-за стремления сделать его универсальным не имеет в себе ни одного чистого интервала. Т. е. звук второй струны современной гитары прижатой на 5 ладу не будет точно соответствовать звуку первой открытой струны. А сделано это было для того чтобы музыкальные произведения можно было исполнять в любой тональности без перенастройки инструмента. Это не относиться например к скрипке т. к. на ее грифе нет порожков и на не можно взять любой звук.
Теперь о самом строе шестиструнной гитары. Он такой:
1. струна – Ми
2. струна – Си
3. струна – Соль
4. струна – Ре
5. струна – Ля
6. струна – Ми